200 лет со дня смерти Наполеона: Франция начала чествования выставкой в Доме Инвалидов


200 лет со дня смерти Наполеона

 

Ларец с ключами от саркофага Наполеона (1840) © Paris — Musée de l’Armée, Dist. RMNGrand Palais / Émilie Cambier

В 1840 году, через двадцать лет после смерти Наполеона, траурная процессия с телом императора въехала в Париж. Наскоро сооруженный, но поражавший пышностью катафалк двинулся к Дому инвалидов, где в домовой церкви прах императора встречал король Луи-Филипп. Парижский Военный музей, отмечая двухсотлетие со дня смерти Наполеона, проводит выставку, посвященную последним дням, смерти и посмертной славе французского монарха и полководца.

15 декабря сотни тысяч человек собрались на фанерных мостках, наскоро сооруженных вдоль пути траурного кортежа с телом Наполеона от моста Нейи до Дома Инвалидов. Через двадцать лет после смерти императора там, согласно его последней воле, должен был упокоиться его прах.

5 мая 2021 года исполняется 200 лет со дня смерти императора Наполеона I, чьи военные победы и поражения, государственная деятельность и дипломатические инициативы изменили французское общество и европейскую историю. Парижский Военный музей в Доме Инвалидов, на территории которого находится могила императора, подготовил к этой дате выставку. Ее название взято из краткого сообщения в английской газете The Statesman, первой, 4 июля 1821 года, оповестившей о событии — «Napoléon n’est plus », «Наполеон скончался». Французы узнали о кончине императора позже, а останки были перевезены со Святой Елены на фрегате «Бель пуль» двадцать лет спустя.

«День, прекрасный, как слава, холодный, как могила»

Музей, на территории которого находится могила императора, посвящает экспозицию не личности Наполеона, а обстоятельствам его смерти, эксгумации и повторного захоронения. В условиях третьего карантина, вызванного пандемией Covid-19, выставка проходит онлайн. Медицинские заключения, дипломатические реляции, произведения искусства и предметы, лично принадлежавшие Наполеону, объединены в квест-расследование. Зрителю предлагают разрешить загадки, которые до сих пор окружают эти события.

В 1870 году французское правительство, опасаясь волнений, предпочло, чтобы похороны императора проходили по военному протоколу. Это не позволяло проникнуть во двор Инвалидов студентам и прочим «опасным элементам». Иностранные послы решили не присутствовать на церемонии и собрались во время захоронения в посольстве Великобритании, которая считала Бонапарта своим главным врагом. В Париже стоял непривычный холод, зеваки, не боясь минусовой температуры, взбирались на крыши домов вдоль пути кортежа. Виктор Гюго, страстный бонапартист, посвятил траурной церемонии стихи: «День, прекрасный, как слава, холодный, как могила».

Прах императора упокоился в водруженном на постамент из зеленого гранита красном порфировом саркофаге работы архитектора Луи Висконти в присутствии представителей государственной верхушки — членов парламента, верховного штаба и королевской семьи. На гроб возложили шпагу, сопровождавшую Наполеона во время битвы под Аустерлицем, и его знаменитую треуголку.

Траурный катафалк с телом Наполеона. Виктор Жан Венсан Адам. 15 декабря 1840 © RMN-Grand Palais_image musée de l’Armée

Таинственные ключи

Ни на чем не основанные слухи о том, что император был отравлен, а не умер своей смертью, ходили и до этого. Поспешные, полускрытые похороны двадцать лет стали поводом для новых теорий — что гроб пуст, что англичане тайком увезли тело в Лондон и даже, что император жив и по-прежнему находится на Святой Елене. Некоторые ждали и новых «ста дней». Зритель идет по залам выставки от одной «улики» к другой, словно детектив. Даже посмертная гипсовая маска Наполеона, представленная в экспозиции, стала предметом споров, разрешенных тщательными научными исследованиями, — среди множества копий ученые должны были выбрать единственную настоящую, снятую с умершего на Святой Елене.

200 лет со дня смерти Наполеона

Рентген ларца с ключами. Самый маленький ключ, скрытый в сургучной печати, в центре © Service d’imagerie du Dr Mazetier, Clinique du Louvre

«Это не празднование, а расследование», — говорит одна из кураторов выставки Эмили Робб. Его самая интересная часть связана с ключом от могилы. Сафьяновый, тисненый золотом ларец, в котором содержатся ключи, запечатан сургучной печатью. Рентгеновский снимок, к удивлению хранителей,  показал, что внутри находится не один ключ, а пять, разного размера. «Самый маленький, — совсем крошечный, это скорее всего, ключ от самого ларца, — объясняет Эмили Робб. По снимку понятно, что он находится в самом сургуче». Два других, украшенных императорскими орлами, — несомненно, «парадные» ключи, не имевшие практического применения. Еще один, поменьше, той же формы, возможно, открывал замок саркофага. Назначение пятого ключа до сих пор не понятно. Возможно, это ключ от ларца черного дерева, который открывал гроб с телом, — двойник такого ключа сохранился в семье краснодеревщика Лемаршана, а затем был передан в музей и хранится в сейфе его директора. Другое предположение — существование сложного замка, который можно было открыть только при наличии двух ключей. «Если вы что-то об этом знаете и можете помочь нам разгадать загадку, мы будем рады», — заключает куратор.

Ложки, шкатулки, походная кровать

Впрочем, сам Наполеон тоже незримо присутствует в вещах, предложенных для обозрения. Тема выставки — смерть человека — неминуемо приводит к описанию его последних дней. Рукописные заметки Наполеона, в которых значатся наследники, на момент выставки покинули знаменитый «Железный шкаф» Национальной библиотеки Франции, — там хранятся особо важные документы. Среди этих документов можно видеть политическое завещание великого государственного деятеля и полководца, но также и личное завещание солдата, сохранившего походные привычки.

В музее воссоздана спальня, в которой император ушел из жизни, здесь стоит и раскладная кровать, сопровождавшая его во время кампаний и ставшая его последним ложем. Рядом, на столике — деревянные и металлические резные шкатулки, которые он взял с собой в изгнание, а перед смертью бережно распределил между родственниками, как когда-то распределял троны европейских государств. Тут же аккуратно сложено личное белье, по завещанию отходившее сыну, герцогу Рейхштадскому, бывшему римскому королю. Аккуратно перечисленная домашняя утварь, вплоть до ложек и вилок, и денежные суммы предназначались ветеранам наполеоновских войн.

200 лет со дня смерти Наполеона

Походная кровать, ложе смерти Наполеона © RMN-Grand Palais_Pascal Segrette

Последняя воля императора тоже была исполнена: «Я хочу, чтобы мои останки покоились на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил». Двести лет спустя Франция начинает «год Наполеона». Военный музей разработал программу мероприятий, а выставка в Доме Инвалидов станет первой в череде посвященных Наполеону экспозиций.

Источник: rfi.fr

В нашем блоге
Ответим
на ваши
вопросы: