Как создать шедевр из бумаги: опыт
И кто делает светильники и скульптуры для Парижской оперы и витрин бутиков
Когда владельцы французского ателье Papier a Etres Фредерик и Софи впервые встретились, они оба уже состоялись как мастера по работе с бумагой, каждый по своей части.
Софи, профессиональный художник-иллюстратор, еще с детства увлекалась лепкой, а с 14 лет занялась бумажной скульптурой из папье-маше. «Мне нравилось переносить людей и животных, которых я встречала в жизни или видела в кино, на бумагу, будь то иллюстрация или эскизы для скульптур», – говорит Софи Мутон-Перра, которая создала марку Papier a Etres еще в 2002 году. Название – игра слов, его можно перевести и как «существа из бумаги» и как «бумага для сущностей», а произносится оно и вовсе как «бумага как способ существования».
Фредерик Гибрюне (на фото слева), совладелец Papier a Etres; светильники, созданные Фредериком и его супругой Софи
Фредерик же, химик по образованию, работал в косметической индустрии, затем кардинально сменил профессию и страну, уехал из Франции в Канаду и стал путешествовать по всему миру в поисках идеальной бумаги для абажуров. «Меня интересовал процесс производства: техники отбеливания, обесцвечивания, работа с волокнами и с текстурами. Ну а потом я сам стал делать бумажные светильники. Довольно быстро начал получать правительственные гранты, премии. Среди них был грант на участие во французско-канадской выставке в 2007 году, где я и встретил Софи», – рассказывает Фредерик Гибрюне.
Настоящий успех пришел к паре после решения работать вместе. Уже через несколько месяцев появился светильник Mademoiselle – он и по сей день остается бестселлером и приносит, по словам владельцев, основную часть прибыли. Это лампа в виде фигуры девушки, чье платье – абажур светильника. Получилось, что в Mademoiselle естественным образом сочетаются техники, в которых работает каждый из них. Софи сделала скульптуру из папье-маше, а Фредерик – абажур из плиссированной бумаги. Такое «разделение обязанностей» сохраняется в семье до сих пор.
Готовые скульптуры требуют бережного ухода: их периодически нужно очищать от пыли, не хранить во влажных помещениях и не ставить на подоконник
Сейчас марка производит от 200 до 300 моделей в год. Все это французы делают вдвоем и своими руками. Помимо Mademoiselle супруги также придумали светильник «Мадемуазель без платья», фигуру девушки, которая держит абажур и как будто надевает его на себя. Среди других работ – шарообразные бумажные светильники Graines, скульптуры животных, настенные лампы в виде фигурок, как будто выдувающих мыльные пузыри, светящиеся дома и даже целые города из плиссированной бумаги, цирковые персонажи, прыгающие по неоновым трубкам, и огромные скульптуры размером практически в человеческий рост. Софи и Фредерик также работали над заказами для Парижской оперы, Van Cleef & Arpels, Patek Philippe, Adler и других компаний.
«Когда я встретил Софи, наши два мира соединились, – говорит Фредерик. – Она добавила в мою работу поэзию. А я принес в ее творчество структуру, основательность. Над каждой новой моделью мы работаем вместе, с самого начала до финальных штрихов. На мне часть, которая будет рассеивать свет, – это фактурные основы из белой плиссированной бумаги. А Софи занимается скульптурой, она отвечает за персонажи, ветки, декоративные элементы, идеи для которых берет из сказок, фильмов, цирковых представлений. Мы работаем практически без перерывов, каждый день».
Чтобы создать плиссированные бумажные абажуры для светильников, Фредерик разрывает большие листы бумаги на полосы ножом, а затем с помощью венчика и клея наносит элементы бумаги на основу, под которой будет лампа. Верхний слой бумаги он складывает «гармошкой» – получается плиссировка. Тот же клей и бумагу использует для своих скульптур Софи, нанося на основу из проволоки бумажные ленты. На создание большой скульптуры уходит до двух недель, основная часть этого времени идет на просушку изделий, поэтому супруги обычно параллельно работают над несколькими моделями.
Готовые скульптуры требуют тщательного ухода
Еще с 2008 года Papier a Etres участвует в Maison & Objet, выставке дизайна и предметов для дома, которая два раза в год проходит в Париже. «Мы не привозим на выставку все, что у нас есть, каждый раз показываем новинки и делаем для них что-то вроде витрины. Нам, кстати, очень нравится работать над витринами магазинов, так как в них мы можем создать наш собственный мир, – говорит Софи. – У каждой коллекции своя идея. Все начинается с эскиза, затем мы думаем над тем, как будет выглядеть рисунок в объеме. Иногда на бумаге все выглядит нормально, а потом Фредерик говорит: «Нет, это не будет работать». Он более прагматичен. У нас много ограничений, мы ведь отправляем скульптуры в галереи и частным покупателям в разные точки мира».
Все работы должны быть прочными, выдерживать перепады температур. «А еще должны стоять сами по себе. Я не люблю подставки и всегда стараюсь обойтись без них, – признается Софи. – Поэтому часто приходится идти на компромисс именно для того, чтобы сохранить баланс и устойчивость скульптуры. И затем постепенно эскиз принимает форму, развивается в техническом и эстетическом плане, и мы делаем первый прототип».
Светильники для Парижской оперы в ателье ежегодно делают так, чтобы они были созвучны программе сезона
Стоимость изделий начинается от 220 евро за небольшой светильник высотой 20 см и 6000 евро за масштабные работы. Готовые скульптуры требуют бережного ухода: их периодически нужно очищать от пыли с помощью чистой кисти или фена, не хранить во влажных помещениях и не ставить на подоконник. Французы также предупреждают, что, как многие другие материалы, например ткань, бумага выгорает и при солнечных, и даже при лунных лучах.
С бумагой, которую используют Papier a Etres, связан любопытный момент. Еще с 2001 года Фредерик работал с льняной бумагой, затем предложил ее Софи. «Важно, чтобы бумага, которую мы используем, была одинаковой, скульптуры и цвет абажуров должны быть одного оттенка», – говорит Фредерик. Компания-производитель из Квебека, у которой Papier a Etres долго заказывали материал, собирала старые льняные простыни, затем превращала их в «подобие некого целлюлозного пюре», по словам Фредерика, и делала из него бумагу. Но льняные простыни в итоге закончились, и французам пришлось искать нового поставщика – теперь они используют японскую бумагу из тутового волокна, прочного растительного сырья.
Среди светильников, созданных вручную владельцами Papier a Etres, – шарообразные бумажные объекты, скульптуры животных, настенные лампы в виде фигурок и др.
Ателье Papier a Etres расположено в Бордо, в часе езды от моря. «После рождения ребенка мы, как и многие парижане, стали искать новое место для жизни и нашли его здесь, где уже живут мои родители», – рассказывает Софи. Но основные заказчики-компании находятся в Париже. В частности, еще с 2009 года Papier a Etres каждый год делает светильники Mademoiselle для парижской Опера Гарнье так, чтобы они были созвучны программе нового сезона.
Ателье также работало с Домом Van Cleef & Arpels в рамках коллекции Bals de Legendes, посвященной 100-летнему юбилею бренда. Фредерик и Софи должны были следовать строгим требованиям марки, предоставившей эскизы. Другая работа, о которой Софи и Фредерик вспоминают с удовольствием, это заказ для Patek Philippe. Ателье оформило витрины 29 бутиков в Лондоне, Париже и Женеве. Здесь уже супруги сами придумывали все, от эскизов до скульптур.
В ателье не отказываются и от частных заказов. В ближайших планах – работа с керамикой.
Источник: kp.vedomosti.ru